Минэкономразвития России провело оценку положений Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и подготовило соответствующее Заключение.
29 июня 2012
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 27 апреля 2012 г. № Пр-1092 Минэкономразвития России провело оценку положений Федерального закона № 381-ФЗ от 28 декабря 2009 г. «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и подготовило соответствующее Заключение.
Заключение об оценке положений Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ (доступно на http://www.economy.gov.ru/minec/main).
Выводы оказались ожидаемы. «Полученные результаты позволяют сделать вывод о необходимости дальнейшего анализа положений Закона и рассмотрения вопроса о его корректировке»:
- «До настоящего времени практика реализации Закона не позволяет говорить о достижении заявленных целей» говориться в Заключении.
- Также «был выявлен ряд положений, определяемых как вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской деятельности» считают в МЭР.
При этом неудовлетворённость Законом высказывают обе стороны хозяйственных отношений и Производители, и Ритейлеры:
- «Для 80% ритейлеров и 75% поставщиков условия заключения договоров поставки после введения в действие Закона не изменились. Лишь 3-5% поставщиков указывали в конце 2010 г. на упрощение и смягчение договорных условий. При этом 20-25% поставщиков указывали на ужесточение и усложнение договорных условий с крупными торговыми сетями (об ужесточении договорных условий с мелкими торговыми сетями говорили 10-15% поставщиков).».
- Основное недовольство крупных Ритейлеров вызывает ограничение территориальной экспансии торговых сетей 25% в рамках муниципального района.
Много можно говорить об этом Законе. Он вызывал множество нареканий со стороны Производителей, в т.ч. тем фактом, что многие формулировки Производителей были смягчены, а требования исключены из финальной версии документа. Не меньше нареканий было и со стороны Ритейлеров. Вывод, который напрашивается по итогам работы более чем двух лет работы Закона простой – «простимулировать настоящие изменения на рынке сбыта продуктов питания, в направлении создания сбалансированной системы ценообразования и качества услуг во всех его звеньях может только конкуренция». Так как, только желание «посредников» выжить (как бизнес) в рынке с нарастающей конкуренцией может действительно сподвигнуть их к изменениям:
- адекватной ценовой политике – как следствие потребуется повышения эффективности бизнеса;
- а повышение эффективности - это не только оптимизация логистических процессов, это в т.ч. улучшение торгово-технологических процессов, что в свою очередь напрямую влияет на качество конечной услуги как для покупателей, так и производителей;
- и т.п.
«Исключительно законодательное регулирование, не подкрепленное соответствующей рыночной мотивацией, к сожалению, никогда не будет иметь, сопоставимый эффект» – считает Старший Партнер ООО «ЮЙДИ» Карен Овсепян.
По мнению Карена Овсепян «необходимо развивать малый бизнес и предпринимательство (т.н. «семейные лавки» - формат у дома) в сегменте розничной торговли продуктами питания. Только малый бизнес, получивший цивилизованный оптовый сегмент (отсутствующий сегодня как класс) станет той самой конкурентной силой, которая замотивирует сетевой ритейл и рынок в целом к позитивным и ощутимым для покупателя изменениям.».
Подобные задачи, ставятся в рамках многих Региональных программ «Стимулирования экономической активности малого-бизнеса в сфере торговли и услуг». Например, Государственной программы Москвы «Стимулирование экономической активности на 2012-2016 гг.», подпрограммы «Развитие торговли и услуг». И как обещают ее авторы, Департамент торговли и услуг, «то уже через несколько лет московская торговая инфраструктура кардинально преобразится и вместо убогих сетевых и несетевых мини-маркетов жилые кварталы обрастут уютными семейными магазинчиками».
Но в отсутствие «мелкооптового сегмента», снабжающего эту мелкую розницу, развитие невозможно. «Семейные лавки» в отсутствие цивилизованного и доступного опта не имеют шансов на развитие и существование. Начинать необходимо именно с создания центров оптовой торговли возле городов, а мелкий бизнес с его небольшими требованиями к «стартовому капиталу» для входа в рынок сам подтянется. И тогда эту волну будет уже не остановить.
Проект Национальные Агропродовольственные Центры создаст отсутствующий на сегодня цивилизованный оптовый сегмент (товаров от Производителей) и придаст импульс развития малому-бизнесу и предпринимательству в сегменте розничной торговли продуктами питания.
Назад Все публикации