История и предпосылки
Авторы идеи, проработав в агропромышленном и пищеперерабатывающим секторах нашей экономики не понаслышке знакомы с системными проблемами существующей (к сожалению, слишком длинной) цепочкой производитель-потребитель. Речь идет, в том числе, о необоснованно высокой марже посредников, особенно операторов сетевого ритейла, которую многие уже стали называть «рыночным сбоем»..
Более трех лет назад, команда единомышленников приступила к поиску эффективного и комплексного решения этой проблемы. Гипотеза была сформулирована относительно быстро, но затем более двух лет ушло на сбор исходных данных, моделирование, разработку торгово-технологических концепций и доказательство эффективности и жизнеспособности найденного решения.
Как показали исследования «необоснованно высокая маржа» торговых сетей вызвана следующими ключевыми факторами:
- неэффективностью внутренних бизнес-процессов сетевых ритейлеров (в итоге высокие издержки, которые необходимо покрывать);
- отсутствием настоящей конкуренции, особенно со стороны малого бизнеса и предпринимательства в сегменте «магазинов шаговой доступности» (так называемые «семейные магазины»), развитие которых в городах ограничивается, в том числе отсутствием цивилизованного и развитого мелкооптового сегмента в структуре существующего рынка.
Но переломить ситуацию в бизнесе, созданном на столь плохом фундаменте, задача непростая. Чтобы снизить маржинальность до разумных пределов, необходимо повысить эффективность бизнеса, иначе он станет убыточным по причине высоких издержек. А учитывая созданную систему и масштабы бизнеса основных игроков на рынке продуктового ритейла, это задача связанная с большими финансовыми и временными издержками. И конечно изменения возможны только при наличии мотивации к ним, которой у ритейлеров сегодня, к сожалению, нет.
Как итог общество имеет:
- необоснованный разрыв цен – между отпускной ценой производителя и ценой на полке магазина, и их регулярный спекулятивный рост;
- невысокое качество продуктов на полках и низкий сервис – по причине плохо организованных торгово-технологических процессов;
- ограниченные возможности развития отечественных производителей (АПК, промысловики, переработчики и др.), связанные, в т.ч. с низкой доходностью бизнеса.
Что в свою очередь предпринимают государство, производители и потребители:
- был разработан и принят Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»,
- производители стали создавать сети «фирменных магазинов» (при том, что концепция отдельно стоящего моно-магазина противоречит логике современного рынка),
- потребители со средним и низким доходом вынужденно стали менять стереотипы поведения. Люди стали ездить непривычно далеко, но за хорошими ценами и приемлемым качеством.
Ответ на вопрос «что же простимулирует изменения на рынке сбыта продуктов питания, в направлении создания сбалансированной системы ценообразования во всех его звеньях», оказался очевидным – конечно, это желание «посредников» выжить (как бизнес) в меняющемся рынке и нарастающей конкуренции. Исключительно законодательное регулирование, не подкрепленное соответствующей «рыночной мотивацией», к сожалению, никогда не будет иметь, сопоставимый эффект.
Найденное решение получило название – Проект «Национальные Агропродовольственные Центры».