RUSENG
  • Арендаторам
  • Инвесторам
  • Землевладельцам
  • Галерея
  • Контакты
  • История и предпосылки
  • Миссия
  • Социально-экономическая и отраслевая значимость
  • Уникальные преимущества
  • Регионы и города открытия
  • Торгово-технологическая концепция
    • Характеристики объектов
    • Функциональные планы
    • Тематическое зонирование
  • Пресс-центр
    • Пресс-релизы
    • Публикации

Разработчик ООО «ЮЙДИ» о Проекте «Национальные Агропродовольственные Центры»

17 февраля 2012

Чтобы обозначить масштабы и важность проблемы, которая будет обсуждаться в рамках настоящей статьи, позволю себе процитировать тезис из проекта предвыборной программы, кандидата на должность Президента Российской Федерации Владимира Путина, раздел № 4 – «Сильная экономика – сильная Россия», подраздел «Наше новое село»:

«Сельское хозяйство поддержим за счёт развития современных систем сбыта сельхозпродукции. Прибыль от её продажи должна доставаться прежде всего производителям, а не торговым посредникам. Нужно развивать оптовые продовольственные центры, хранилища сельскохозяйственной продукции, позволяющие товаропроизводителям обеспечить стабильный сбыт.».

Работая в агропромышленном и перерабатывающем секторах нашей экономики, я и мои коллеги не понаслышке знакомы с системными проблемами существующей (к сожалению, слишком длинной) цепочкой производитель-потребитель. Речь идет, в том числе, о необоснованно высокой марже посредников, особенно операторов сетевого ритейла, которую многие уже стали называть «рыночным сбоем». Более трех лет назад, команда единомышленников приступила к поиску эффективного и комплексного решения этой проблемы. Гипотеза была сформулирована относительно быстро, но затем более двух лет ушло на сбор исходных данных, моделирование, разработку торгово-технологических концепций и доказательство эффективности и жизнеспособности найденного решения. Как показали исследования, «необоснованно высокая маржа» в первую очередь торговых сетей вызвана следующими ключевыми факторами:

  • неэффективностью внутренних бизнес-процессов сетевых ритейлеров (в итоге высокие издержки, которые необходимо покрывать);
  • отсутствием настоящей конкуренции, особенно со стороны малого бизнеса и предпринимательства в сегменте «магазинов шаговой доступности» (так называемые «семейные магазины»), развитие которых в городах ограничивается, в том числе отсутствием цивилизованного и развитого мелкооптового сегмента в структуре существующего рынка.

Но переломить ситуацию в бизнесе (розничная реализация продовольствия), созданном на столь плохом фундаменте, задача непростая. Чтобы снизить маржинальность до разумных пределов, необходимо повысить эффективность бизнеса, иначе он станет убыточным по причине высоких издержек. А учитывая созданную систему и масштабы бизнеса основных игроков на рынке продуктового ритейла, это задача непростая и связанная со значительными финансовыми и временными издержками. И конечно, изменения возможны только при наличии мотивации к ним, которой у ритейлеров сегодня, к сожалению, нет.

В итоге мы имеем:

  • необоснованный разрыв цен – между отпускной ценой производителя и ценой на полке магазина, и их регулярный спекулятивный рост;
  • невысокое качество продуктов на полках и низкий сервис – по причине плохо организованных торгово-технологических процессов;
  • ограниченные возможности развития отечественных производителей (АПК, промысловики, переработчики и др.), связанные, в т.ч. с низкой доходностью бизнеса.

Что предпринимает государство, производители и потребители:

  • был разработан и принят Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»,
  • производители стали создавать сети «фирменных магазинов» (при том, что концепция отдельно стоящего моно-магазина противоречит логике современного рынка),
  • потребители со средним и низким доходом вынужденно стали менять стереотипы поведения. Люди стали ездить непривычно далеко, но за хорошими ценами и приемлемым качеством.

Ответ на вопрос «что же простимулирует изменения на рынке сбыта продуктов питания, в направлении создания сбалансированной системы ценообразования во всех его звеньях», оказался очевидным – конечно, это желание «посредников» выжить (как бизнес) в меняющемся рынке и нарастающей конкуренции. Исключительно законодательное регулирование, не подкрепленное соответствующей «рыночной мотивацией», к сожалению, никогда не будет иметь, сопоставимый эффект.

Найденное решение получило название «Проект «Национальные Агропродовольственные Центры»». Фактически, это большие «Продуктовые Моллы» или как их сразу прозвали «АгроМоллы». Это новый формат торговли – Оптово-розничный Торговый центр со специализацией «Фирменные магазины» (склад+магазин) для крупных и средних отечественных производителей продуктов питания. А фактически в них представлена вся ассортиментная матрица классического гипермаркета, только в виде фирменных (специализированных) магазинов производителей.

В таком Торговом центре «Якорные арендаторы» отсутствуют как таковые, а каждый Арендатор и вид товара занимают свое достойное место. Речь о так называемом «Составном Магните», когда большинство арендаторов формирует логический (в рамках концепции центра) пул, дополняя друг друга и создавая мощное притяжение.

Уникальные возможности Продовольственных Моллов заключаются в синергии, получаемой от объединения преимуществ различных форматов, позволяющих сформировать свой собственный стабильный покупательский поток:

  • классический эффект от объединения множества маленьких магазинов в одном месте;
  • эффект от объединения преимуществ формата «фирменного магазина» - низкие цены, качество и глубины ассортимента от производителя, с преимуществами ширины ассортимента (как в гипермаркете) за счет подбора пула производителей и поставщиков;
  • и эффект объединения новизны формата со всеми перечисленными выше преимуществами.

Преимущества АгроМоллов для Производителей, это новый недорогой канал продаж (с сегодняшних 17-35%, до 4-7% от итоговой розничной выручки) и прозрачная модель взаимоотношений (Арендатор-Арендодатель). И как следствие, получение Производителем дополнительных доходов.

Преимущества для Покупателей - это цены, качество и выбор от Производителя.

Преимущества для малого-бизнеса – он получит мелкооптовую составляющую с ценами, качеством и выбором от Производителя.

Хотим сделать особый акцент на том, что формат Продовольственных Моллов станет инструментом решения проблемы развития малого-бизнеса и предпринимательства в сегменте розничной торговли (формат «шаговой доступности»).

Подобные задачи, например, ставятся в рамках Региональных программ «Стимулирования экономической активности малого-бизнеса в сфере торговли и услуг». И как обещают авторы – «то уже через несколько лет торговая инфраструктура кардинально преобразится и вместо убогих сетевых и несетевых мини-маркетов жилые кварталы обрастут уютными семейными магазинчиками». Но в отсутствии «мелкооптового сегмента», снабжающего эту мелкую розницу, развитие невозможно (а мелкооптовый сегмент, как цивилизованный класс сегодня отсутствует). А малый (семейный) бизнес в формате «магазин шаговой доступности» с низкими издержками и хорошим сервисом, получивший мелкооптовую составляющую, станет той самой конкурентной силой, которая изменит рынок и замотивирует посредников (в т.ч. сетевой ритейл) к изменениям – снижению маржинальности и повышению качества услуг. Даже запланированные на первом этапе 35 объектов по России сильно изменят картину и расклад сил на рынке торговли продуктами питания.

Проект также соответствует задачам утвержденной «Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации», предусматривающей меры по стимулированию широкой продажи товаров отечественных производителей.

Мы заручились поддержкой 64% Производителей, опрошенных в рамках общероссийских исследований, на текущий момент все будущие Центры сети укомплектованы Производителями, желающими открыть в них свои «фирменные магазины». Большинство из этих Производителей уже имеют опыт фирменной торговли.

Среди потенциальных покупателей ситуация аналогичная:

  • 61% корпоративных покупателей (мелко-оптовики, бары, рестораны и т.п.) ждут открытия таких Центров;
  • а 48% покупателей физических лиц, готовы (до появления частных недорогих «магазинов у дома») ездить в АгроМоллы за продуктами.

Кроме всех описанных выше социально-экономических и отраслевых преимуществ, создаваемая сеть Агропродовольственных Центров – это коммерчески привлекательный Проект нового формата обладающего гарантированным спросом, как со стороны Арендаторов, так и Покупателей, и хорошими показателями ROI и IRR. И именно его коммерческая составляющая привлекла такое количество Инвесторов, в том числе структур, занимающихся девелопментом торговой недвижимости в различных регионах страны.

В процессе работы над Проектом рядом Экспертов было высказано мнение, что все преимущества Проекта могут стать злом в случае перехода контроля над ним структурам не заинтересованными в его присутствии на рынке и развитии в соответствии с принципами, заложенными в «Миссию Проекта». А некоторые из участников считают самым простым решением по минимизации данного риска – участие в Проекте Государства, приводя в качестве аргумента «За» беспрецедентную значимость Агропродовольственных Центров для ключевых отраслей обеспечивающих Продовольственную безопасность страны. Да уникальность Проекта состоит в том, что он органично объединяет интересы Граждан, Государства и Бизнеса. И будучи коммерческим проектом, по - сути, является инструментом реализации государственных социальных и отраслевых программ.

Как уже говорилось выше, механизм «Национальных проектов» вывел отечественный АПК на качественно новый уровень, а сегодня «Национальные Агропродовольственные Центры» могут придать новый экономический импульс развитию значительно большего числа отраслей. И конечно Агропродовольственные Центры это механизм:

  • минимизации спекуляций на рынке производства и реализации продовольствия (подстегивающих инфляцию), и создания сбалансированной структуры ценообразования в длинной цепочке производитель-потребитель, через рыночные инструменты конкуренции;
  • справедливого распределения прибыли («Прибыль от её продажи должна доставаться прежде всего производителям, а не торговым посредникам»), которую Производители должны тратить на развитие и модернизацию;
  • развития малого бизнеса и предпринимательства в сегменте розничной торговли.

В заключении не могу не поблагодарить всех кто участвовал в разработке Проекта или оказал влияние на его становление. Начиная работу над идеей проекта небольшой группой единомышленников, в дальнейшем количество людей и компаний росло в геометрической прогрессии, но для нас большая честь, что ЮЙДИ остается Главным консультантом Проекта. По мере предпроектной проработки команда проекта сотрудничала с производителями и потребителями, представителями государства, финансовыми институтами и консультантами – большое всем вам спасибо! Ваши знания, опыт и ожидания делали Проект лучше и вывели его на текущий уровень. Всех вас объединяла уверенность в его необходимости стране, а энергия подкрепляла веру даже в самые трудные времена. И конечно отдельная благодарность Партнерам, Инвесторам и Команде проекта, людям, которые вложили в Проект не только свои средства, знания и силы, но и часть своей души – большое вам спасибо!

http://www.yuydi.ru/company_rus/articles_rus/agromall/


Назад  Все публикации
  • © 2011—2013 Национальные
    Агропродовольственные Центры
  • Вся информация и материалы представленные на сайте размещены
    с разрешения правообладателей, копирование, распространение
    и размещение на других сайтах без разрешения правообладателей запрещено.
  • Сделано в студии
    Logodesigner.ru